МКОУ Манзенская школа
поселок Манзя
  • Содержание деятельности технологического кружка

    Кружок  - форма социальной группы, содержание которой составляет совместная деятельность по освоению и применению одной или нескольких новых технологий для реализации проектов: исследовательских, инженерно-конструкторских, предпринимательских, стратегических.
    Содержание деятельности технологического кружка.

    Кружок  - форма социальной группы, содержание которой составляет совместная деятельность по освоению и применению одной или нескольких новых технологий для реализации проектов: исследовательских, инженерно-конструкторских, предпринимательских, стратегических. Осуществляемая в кружках деятельность не может быть отнесена ни к одному из известных типов деятельности и представляет собой комплекс целого ряда деятельностей, таких как:

    •    Учебно-обучающая деятельность, специфической особенностью которой в кружке является то, что каждый кружковец учится и готов поделиться с другим тем, что умеет сам.
    •    Деятельности, обеспечивающие производство продуктов — от учебных макетов и действующих моделей до выполнения заказов на создание устройств и программирование их работы; от ученических исследований до серьезных изыскательский и исследовательских работ; от работы с конструктором до реализации собственных проектов, обеспечивающих самоокупаемость кружка. Встречаются кружки, которые, по сути, представляют собой малое производство. Чаще такие кружки возникают на базе ссузов, вузов и корпораций, реже на базе ЦМИТов и кванториумов.
    •    Направления развития  технологического кружка — его команды, материально-технической базы, партнерских отношений — обеспечивается деятельностями управления, планирования и организации.
    Деятельность, реализуемая в кружке, характеризуется нами как совместная и в большинстве кружков носит совместно-творческий характер, по сути является сотворчеством, предполагающим активную включенность каждого участника как в достижение общих целей, так и в расширение собственных возможностей и индивидуальное развитие. Все участники кружка являются равноправными соучастниками в создании нового знания, устройства, команды и так далее. Содержание совместной деятельности кружка — это конкретное практическое наполнение всех осуществляемых в кружке видов и форм деятельности, как командой в целом, так и отдельными группами. Вышеизложенное указывает на то, что содержание деятельности в технологическом кружке, в том числе решающее образовательные задачи, не сводится к содержанию образовательной программы кружка, подготовленной руководителем, наставником или преподавателем, как это часто понимается, а включает его лишь как один из элементов.

    Содержание и эффективность деятельности  технологического кружка зависит от многих параметров, в том числе от личности, профессиональной позиции и компетентности лидера кружка — руководителя, наставника или участника, а также той команды, которую ему удалось образовать. То, что для лидера является в конкретный момент приоритетным в деятельности кружка, как правило, и задает ее содержание и главный фокус. Описания деятельности кружков, которые мы анализируем, выполнены лидерами, что позволяет создать перечень приоритетных именно для руководителя направлений в деятельности. Встречаются чисто педагогические приоритеты, такие как создание новых педагогических инструментов, в частности, цифровых инструментов; подготовка образовательной программы с целью обобщения автором своего понимания образовательного содержания, форм и способов его подачи; общее техническое развитие кружковцев; увеличение числа занимающихся в кружке и так далее. В числе другого рода приоритетов — выполнение инженерных проектов вплоть до получения продукта, погружение в научно-исследовательскую работу, выявление талантов в инженерной сфере и создание условий для их развития, формирование команды для участия в соревнованиях и так далее.

    Каждый из перечисленных приоритетов влияет на характер и содержание деятельности кружка, но далеко не каждый предполагает как необходимость совместную деятельность всех участников, не каждый из приоритетов способствует формированию команды кружка, и как следствие не складываются предпосылки для возникновения «совместного сознания команды кружка». Таким образом, появление рассматриваемого феномена предполагает создание специальных условий, выявление которых составляет одну из задач данного исследования.


    Ссылки
    [1] Лучшие технологические кружки — М.: Ассоциация участников технологических кружков — 2020, 256 с. Электронный ресурс https://drive.google.com/file/d/1bBpLY0qoq9DBlaUc2LZGJCXHV0FNrAKp/view.
    [2]  Лучшие технологические кружки — М.: Ассоциация участников технологических кружков — 2021. Электронный ресурс https://drive.google.com/file/d/1wgvb9RSUJafpZyZYzPLzyL4FbZVGDyrm/view.
    [3] Кружки как российская гуманитарная технология. Исследование и составление рейтинга технологических кружков в России (на материалах Всероссийского конкурса кружков 2020 г.). Аналитический отчет Инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ за 2020 г. Электронный ресурс https://drive.google.com/file/d/1H0yEfafflj9PzHMdio3WU2wEb2F262VJ/view.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie