Модель психологической службы школы
Описание Модели психологической службы
Приоритетной задачей современной школы является создание благоприятных условий, обеспечивающих повышение качества образования, что напрямую связано с развитием и эффективным функционированием Психологической службы школы, деятельность которой регламентирована правовыми, организационными, кадровыми и методическими нормативами.
Согласно утвержденной министерством образования Красноярского края Концепции развития психологической службы на период до 2025 года и плану мероприятий по ее развитию определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования.
Модель Психологической службы МКОУ Манзенской школы создана в целях определения единых подходов к организации психологической службы в системе образования Богучанского района и является инструментом управления ее развития.
Модель базируется на принципах приоритета интересов ребенка; непрерывности сопровождения и мультидисциплинарного подхода специалистов службы сопровождения в решении проблем ребенка, который включает работу со всеми категориями обучающихся.
Цель деятельности Психологической службы – профессиональное (психологическое, психологопедагогическое, социальное) обеспечение, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации, реализацию заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития творческой индивидуальности.
Основными задачами развития ПС являются:
Ø Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы:
• участие в создании развивающей безопасной образовательной среды;
• экспертиза программ обучения в части определения их соответствия возрастным и психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Ø Участие в проектировании и реализации программ, входящих в состав ООП (начального, среднего, основного) общего образования:
• развития универсальных учебных действий;
• воспитания и социализации обучающихся (в том числе программы духовно-нравственного развития; программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; профессионального
самоопределения обучающихся);
• коррекционной работы.
Ø Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей (законных представителей, обучающихся):
• психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.
Ø Организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; социального сиротства, ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов.
Ø Психологическая профилактика школьной тревожности и личностных расстройств; эмоционального выгорания – личностных и профессиональных деформаций педагогов общеобразовательной организации.
Ø Взаимодействие с педагогическим коллективом/классными руководителями, администрацией, психолого-педагогическим консилиумом, психолого-медико-педагогическим консилиумом, советом профилактики, с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения по созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья обучающихся, оказание им психологической поддержки, содействие в трудных жизненных ситуациях.
Структурно-функциональный компонент Психологической службы (Приложение 1)
Структуры, с которыми взаимодействует психологическая служба школы:
• РМО (педагогов-психологов; учителей-логопедов; учителей- дефектологов),
• служба опеки,
• КДН.
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Ø Уровень индивидуальный. Ведущая роль на этом уровне отводится учителю, родителям (законным представителям) и педагогу-психологу. Основной целью их деятельности является создание условий для развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и личностного потенциала, построение индивидуальной траектории обучения и развития, содействие процессу самопознания и самореализации личности обучающихся.
Ø Уровень групповой. На данном уровне работу проводят педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог и т.д. Основная цель их деятельности – содействие обучающимся, относящимся к различным целевым группам (обучающиеся, испытывающие трудности в обучении; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; одаренные дети и т.д.), в решении общих для группы проблемных ситуаций.
Ø Уровень класса. На данном уровне ведущая роль отводится учителю, классному руководителю и педагогу-психологу, которые обеспечивают необходимую педагогическую и психолого-педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации обучающегося, возникновения острых проблемных ситуаций.
Ø Уровень образовательной организации. На данном уровне работу проводят педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги. Они выявляют проблемы в развитии обучающихся и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями (законными представителями), сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы обучающихся, осуществляется экспертная, консультативная (индивидуальная и групповая) работа, просветительская работа с администрацией, учителями и родителями (законными представителями).
Направления деятельности Психологической службы, предусмотренные профессиональными стандартами педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога:
- сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
- экспертиза (оценка), в том числе и психологическая, комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации;
- консультирование субъектов образовательных отношений (психологическое, дефектологическое, логопедическое);
- коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
- психологическая, дефектологическая, логопедическая диагностика обучающихся;
- психологическое, логопедическое, дефектологическое просвещение субъектов образовательных отношений;
- профориентационная деятельность
- психологическая профилактика.
Общее управление психологической службой образовательной организации осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Руководитель психологической службы обеспечивает функционирование и эффективное взаимодействие структурных подразделений, специалистов службы, а также взаимодействие с муниципальными координаторами.
Мониторинг и критерии оценки работы психологической службы школы
Оценка деятельности психологической службы дается на основе глубокого анализа реальных результатов, результатов работы, фактов, мнения участников образовательного процесса учреждения.
Основой для оценки ее деятельности является выполнение специалистами психологической службы функциональных обязанностей и задач службы учреждения образования.
В ходе контроля и анализа результатов работы психологической службы и ее специалистов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблем, ранее достигнутые результаты, особенности жизни коллектива учреждения и социальной среды, динамику результативности работы психологической службы.
Основными методами изучения деятельности психологической службы и ее специалистов являются: анализ отчетности и документации службы, общих отчетных документов учреждения образования, практического опыта специалистов психологической службы и выборочной беседы с воспитанниками, их родителями и педагогами.
Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, выявление резервов повышения качества и эффективности работы.
Основными критериями оценки работы психологической службы и ее специалистов является соответствие содержания деятельности основной цели психологической службы:
- содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся;
- кадровый состав и профессиональный рост специалистов (участие в работе методических объединений, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства, и т. д.);
- участие специалистов службы в информационно-просветительской работе;
создание условий для эффективной работы (материально-техническое и методическое обеспечение рабочих кабинетов, сохранность вверенного имущества);
наличие и состояние документации (ее качество, регулярное и четкое ведение);
обоснованность, актуальность, качество и эффективность оказываемой социально-педагогической и психологической помощи;
работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, организациями).
В рамках реализации модели Психологической службы разработана и утверждена Дорожная карта по развитию психологической службы школы до 2025 года по следующим направлениям:
- организационное и информативно-аналитическое обеспечение развития психологической службы;
- профилактика психологического и психического здоровья и оказание психологической помощи и поддержки обучающимся;
- организация психологического консультирования родителей (законных представителей) обучающихся